Главная » Статьи » Старшие вайшнавы России » Лекция на разные темы

Об уровнях веры и квалификации. Бхакти Вигьяна Госвами

Бхактивинода Тхакур утверждает, что только слабая вера зависит от шастр.

Если вера слаба, и при этом человек не изучает шастры, он обречен на

падение, причина которого - дурное общение. Человек не в силах сам

справиться с обилием различных мнений и аргументов, но, опираясь на шастры,

он сохраняет устойчивое положение на лестнице ваидхи-садхана-бхакти. Поэтому

очень важно в самом начале духовного пути принять авторитет человека,

который знает шастры.

 

Знать шастры значит знать семь аспектов истины, таттвы: 1) кто такой Кришна;

2) что представляют собой и как действуют энергии Кришны; 3) какие отношения

связывают Кришну с другими живыми существами; 4) кто эти дживы, с которыми

Кришна связан вечными взаимоотношениями; 5) каким образом живое существо

попадает в материальный мир; 6) как может освободиться из уз самсары; 7) в

чем суть философии ачинтья бхеда-абхеда таттвы.

 

В зависимости от того, насколько человек хорошо знает семь составляющих

истины, его называют: уттама, мадхйама или каништха-адхикари. Слово уттама

переводится как самый высший, мадхйама - находящийся посередине, каништха -

мизинец.

 

Вера уттама-адхикари непоколебима, а знание священных писаний - совершенно,

шастра-йукти-нипунау. Уттама-адхикари не просто знает шастры, он владеет

логикой шастр (использует знание шастр в любых обстоятельствах). Важно

отметить, что вера уттама-адхикари это вера в таттва-вичар - в семь

вышеперечисленных аспектов истины, в абхидейа-вичар - в процесс преданного

служения, и в ценности, определяемые шастрами - пурушартха-вичар.

 

Шрила Прабхупада утверждает, что уровень уттама-адхикари это уровень гуру:

"Уттама-адхикари глубоко убежден, что конечной целью жизни является

достижение трансцендентного любовного служения Кришне и что Кришна -

единственный объект поклонения и любви". Знание самбандхи, абхидеи и

прайоджаны определяет качества духовного учителя.

 

О мадхьяма-адхикари говорят - шраддхаван, обладающий верой. Вера

мадхьяма-адхикари - это вера в гуру. И хотя он не обладает совершенным

знанием священных писаний, вера его достаточно сильна.

 

Вера каништха-адхикари - камала-шраддха, пластичная или гибкая. На такую

веру очень легко влияют внешние обстоятельства. Тем не менее, несмотря на

то, что вера каништха-адхикари слаба, он понимает: "Я не хочу ничего, кроме

Кришны". И этого достаточно для начала занятий ваидхи-садхана-бхакти.

 

Согласно Бхактивиноде Тхакуру, на лестнице бхакти адхикари располагаются

следующим образом: каништха - с уровня шраддхи до уровня анартха-нивритти,

включительною. До тех пор, пока в сердце человека присутствуют анартхи, его

одолевают сомнения, и вера его слаба. Уровень мадхьяма-адхикари начинается с

ништхи; уровень уттама-адхикари - с ручи.

 

Следует также отметить, что адхикар - относительное понятие. Человек может

быть в высшей степени квалифицированным для занятия одним видом

деятельности, при этом оставаясь каништхой в другом. Как, например, есть два

пути - бхагавата-марг и панчаратрика-марг. Человек может быть в высшей

степени квалифицированным, чтобы идти по пути панчаратрика-марга, и

оставаться каништхой для бхагавата-марга. В случае с рагануга-садханой

уровень мадхьяма-адхикари начинается уже с ручи, а уровень уттама-адхикари -

с асакти. В "Шримад-Бхагаватам" и "Чайтанье-Чаритамрите" приводятся другие

определения уттама, мадхьяма и каништха-адхикари. Но эти определения также

весьма условны.

 

Бхактивинода Тхакур говорит, что, если не оградить нашу шраддху в самом

начале духовного пути от влияния бхукти и мукти, она превратится в анартху.

Он сравнивает шраддху с ребенком, едва появившимся на свет, который

нуждается в уходе родителей. Подобно новорожденному, наша шраддха нуждается

в опеке до тех пор, пока мы не достигли квалификации уттамы и не избавились

от телесных представлений. В противном случае внешние соблазны материального

мира уничтожат ее. Человек должен ставить перед собой цель - достичь уровня

уттамы, изучая священные писания, тогда бхукти и мукти не будут

представлять для него опасности.

 

Вывод, который можно сделать из всего сказанного следующий: бхакти не имеет

иной причины, кроме самой бхакти, бхакти - беспричинна.

 

Бхактивинода Тхакур говорит, что в случае отсутствия в обществе принципов

варнашрамы (это наш случай), человек должен полностью принять прибежище

садхана-бхакти, при этом, хорошо понимая, что кама все еще живет в его

сердце и придется много поработать, прежде чем он обретет устойчивый вкус в

преданном служении Кришне.

 

Что отличает божественные натуры от демонических? Кришна дает единственный

критерий - готовность следовать священным писаниям. Причем следовать не

механически, не слепо, а понимая дух и цель нашей садханы - всегда помнить о

Кришне и никогда не забывать о Нем.

 

Если ученик в правильном умонастроении задает вопросы, уже само по себе это

является преданным служением, поскольку свидетельствует о его серьезности и

глубоком размышлении над шастрами. Этот пункт акцентирует внимание на том,

что вопросы должны быть связаны с размышлениями на тему саддхармы, поскольку

именно такие вопросы помогают человеку достичь цели преданного служения. В

нашем случае саддхарма - это садхана, а потому все вопросы к духовному

учителю должны сводиться к одному главному вопросу: как я могу улучшить свое

преданное служение?

Категория: Лекция на разные темы | Добавил: гурупарампара (16.02.2010)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]