Главная » Статьи » Старшие вайшнавы России » Лекция на разные темы |
Наука и религия (Беседы с Прабхупадой)
В августе 1976 года Мак Робинсон, корреспондент Лондонской радиовещательной компании, встретился со Шрилой Прабхупадой в имении Бхактиведанта Мэнор. Это было то самое имение, которое помог приобрести английским вайшнавам Джоржд Харрисон, один из четверки "Битлз”. Он вместе с преданными напел пластинку "Махамантра”. Пластинка обречена была стать хитом. Преданные купили имение с прекрасным замком, находившееся в 15 милях от Лондона. У Прабхупады был титул великого знатока философии бхакти, философии любви к Богу - "Бхактиведанта”. В честь Прабхупады, известного под этим именем, назвали этот первый и до сих пор самы крупный в Европе вайшнавский храм "Бхактиведанта Мэнор”. Посещая центры Общества Сознания Кришны, созданные им, Прабхупада останавливался в них лишь на несколько дней, но сейчас он задержался в Мэноре на несколько недель. Со своим гостем Робинсоном они расположились в комнате Прабхупады. Робинсон и ученик, обслуживающий Прабхупаду, одновремено включили свои диктофоны. Не могли бы вы рассказать о своей вере? В чем состоит философия движения Харе Кришна? - Робинсон задал первый незамысловатый вопрос. Хорошо,- уверенно согласился Прабхупада. Журналисты не редко начинали свои интервью с подобного вопроса. Восточная экзотика, религиозная мистика были для журналистов лакомой темой. Но у Прабхупады не было такой цели наслаждать чьё-то праздное любопытство необычными навсегда загадачными формами. Он как какой-то великан одной фразой переворачивал разговор в новое, нужное для понимания учения Кришны русло. Однажды в одном из американских аэропортов к нему подбежал запоздавший журналист и запыхавшись спросил: К какому направлению буддизма относится ваше движение? Встретившие Прабхупаду ученики ожидали от Прабхупады объяснений, что сознание Кришны - не буддизм, а вайшнавизм, и что между этими религиями оргромна разница. Но ответ Прабхупады был неожиданным, как взрыв: Мы не имеем ничего общего ни с индуизмом, ни с буддизмом, мы проповедуем абсолютную истину, и вы можете присоедениться к нам... После этого уже невозможно было задавать вопрос в духе анкетироваания конфессионального лидера. Задавались вопросы по существу, задавались вопросы для мудреца, который знает истину. Сознание Кришны - это не вера, это наука! - услышал Робинсон и сразу почувствовал в этой с бенгальским акцентом английской речи мудрость и духовную мощь, настолько, что он проникся полным доверием к индийскому учителю. К горлу подошла волна, словно произошло чудо, словно он заговорил с самим Гегелем, Сократом, библейским пророком... Первый шаг - понять, в чем заключается разница между живым и мертвым телом, чем они отличаются друг от друга, - минуя какие-то вступительные слова, "беря быка за рога”, продолжал Прабхупада.- Различие между ними в том, что, когда кто-нибудь умирает, духовная душа, жизненная сила покидает тело. Поэтому тело называют "мертвым”. Старческая неторопливая речь Прабхупады как бы входила в противоречие с четкостью и строгостью мысли. Он не торопился удивить журналиста парадоксальным афоризмом. Хотел, чтобы тому стало всё ясно, всё понятно. Итак, существует две вещи: тело и жизненная сила внутри тела. Мы говорим о жизненной силе, пребывающей в теле. Этим наука Сознания Кришны отличается от обычной материалистической науки. Поэтому обыкновеному человеку поначалу очень и очень трудно по достоинству оценить наше движение. Прежде всего человеку нужно понять, что он - душа, то есть нечто отличное от тела. И когда мы это поймем? - перебил Прабхупаду Робинсон. Это можно понять в любой момент,- смуглые длинные пальцы духовного учителя плавно двигались, словно лепили мысль в воздухе.- Но для этого необходимо обладать разумом. Конечно же, и в Майке Робинсоне Прабхупада видел вечную бессмертную душу. Так мыслит совершенный вайшнав: его мне прислал Кришна. Может быть, именно для этого человека Кришна и задержал Прабхупаду в Мэноре так долго. Прабхупада чувствовал, желал всем сердцем донести именно эту мысль до людей западного склада ума: "Сознание Кришны - не вера, а наука”. Это интервью Лондонскому радио ещё один повод подчеркнуть эту мысль. Магнитофоны включены, так что этотпонимание не должно потеряться. Кришна - Бог, но если потерять науку, что останется? Сознание Кришны - наука, та самая настоящая наука. Три года назад здесь же в Мэноре накануне Дня Явления Кришны Прабхупада давал лекцию нескольким тысячам гостей, среди которых было множестиво индусов и даже верховный комисар Индии. Прабхупада говорил восторженно и сильно: "Это Движение может разрешить все жизненные проблемы, все мировые проблемы. Общественные, политические, философские, религиозные, экономические - любые проблемы можно решить благодаря сознанию Кришны. Поэтому мы просим лидеров - таких как присутствующий здесь его превосходительство верховный комисар - попытаться понять суть движения сознания Кришны. Сознание Кришны - это серьёзная наука и авторитетная наука. Она основана отнюдь не на досужих вымыслах или сантиментах. Наше движение в основе своей глубоко научно. Мы призываем всех лидеров всех стран попытаться понять нас. Если вы люди здравомыслящие, если вы люди разумные, то вы поймете, что Движение сознания Кришны ставит перед собой высочайшую цель - добиться благоденствия всего человечества”. Даже комментируя "Шримад-Бхагаватам”, древнейшее и сокровеннейшее писание, Прабхупада сокрушался. Индийское правительство отменяет сухой закон, потому что контрабандисты торгуют спиртым в общественных уборных, и "не сумев изменить сердца людей..., правительство, чтоб не терять налогов, решило само обеспечить потребности тех граждан, которые не могут жить без алкогля”... Война между Индией и Пакистаном, между Америкой и Вьетнамом. Доходы крупных комерческих фирм пополняют фонды министрества обороны, то производит порох и бомбы. Когда эти фирмы просят оказать финансовую поддержку Движению сознания Кришны, они не проявляют никакого энтузиазма. Такими мыслями Прабхупада отеняет фигуру древнего святого царя Притху. Притху был готов уничтожить богиню Земли за то, что она не кормит населющих её людей, и готов был сам поддерживать планету. И Притху сознавал Кришну, был слугой Бога и всех живых существ, и как дополнительный результат его духовности мир процветал также и материально. Современный же мир не таков. "При таком положении дел в мире будут то и дело вспыхивать войны, причиной которых является то, что у людей отсутствует сознание Кришны”. На магнитофон записывались все лекции, беседы, выступления Прабхупады. На магнитофон он надиктовывал свои комментарии. Таким образом современная техника задействовалась им в служении Богу. Таким образом физическая немощь не могла препятствовать его работе над переводами. Как античные перепатетики он и его ученики отправлялись в утренние прогулки. Например, по калифорнийскому побережью. И подобно тому, как Платон сохранил для потомков диалоги Сократа, а евангелисты поучения Иисуса, ученики Прабхупады запечетлевали драгоценную философию своего учителя на магнитофонную пленку, превращая сказанное в книги, которые за короткий срок выросли в многотомное и глубочайше наследие. Прабхупада раскрыл людям Запада то, что предназначалось лишь для парамахамс, великих духовных личностей. Прабхупада не хотел дать людям лишь часть - "Есть многое, что сказать, но не вместите”. Прабхупада хотел сказать всё, и хотел позаботиться, чтобы сказанное было исчерпывающим, разностороним, чтобы недосказанность не стала поводом для искажений и импровизаций, участь которых постигла многие учения в древности... Вместе с тем Прабхупада видел, что его слова действуют, вдохновляют учеников, располагают любопытствующих и пробуждают людей даже вовсе равнодушных к духовному знанию. Прабхупада был благодарен Кришне, за то что Он прислал ему на помощь журналиста из Лондона, и признателен Робинсону, что он вдохновился послужить таким образом Кришне. ... Необходимо обладать разумом,- брови Прабхупады взметнулись вверх, глаза сверкнули, словно удивились тому, что их хозяин собирался сказать. Сам Прабхупада на магнитофон никак не походил. Начиная говорить, он оживлялся и сверкал как бенгальский огонь. - Скажем, подрастая, ребенок превращается в подростка, подросток - в юношу, юноша - вао взрослого, а взрослый - в старика. Все это время, несмотря на то, что его тело изменяется, превращаясь из тела ребенка в тело старика, он ощущает себя все тем же человеком, той же личностью. Подумайте: тело меняется, а владелец тела, душа, остается той же. Следовательно, можно сделать логический вывод, что, когда наше тело умирает, мы получаем другое. Это называется переселением души. Робинсон решил немножко задержаться на этой теме. Реинкарнация была той темой, которую он готовился раскрыть в беседе с гуру, темой, которая интересна публике. Значит, когда человек умирает, умирает только его физическое тело? Да. Это очень подробно объясняется в "Бхагавадж-Гите”6 "На джаяте мрияте ва кадачин... на ханьяате ханьямане шарире”. Вы часто цитируете? Да, мы приводим много цитат. Сознание Кришны - это серьёзная наука, а не обычная религия, - Прабхупада повернулся к помогавшему ему ученику.-- Найди-ка в "Бхагавад-Гите” этот стих. Тот открыл в нужном месте "Гиту” и процитировал санкскритский стих полностью и зачитал перевод: "Душа не рождается и не умирает. Появившись однажды, она никогда не прекращает своего существования. Она нерожденая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не погибает, когда убивают тело”. Большое спасибо за стих. - Майк решил не упускать эту тему с реинкарнацией.- Не могли бы вы объяснить его немного подробнее? Значит ли это, что раз душа каждого не умирает, то после смерти она идет к Богу? Необязательно. Если человек подготовлен, то есть если он в этой жизни готовился к возвращению домой, обратно к Богу, он може осуществить это. Если же он не готовил себя к этому, он получает другое материальное тело. Тело может принадлежать к одному из 8 400 000 различных видов. Законы природы, в зависимости от его желаний и кармы, предоставят ему подходящее тело. Это можно сравнить с тем, как человек заражается какой-нибудь болезнью, которая потом развивается. Разве это трудно понять? Да-да, очень трудно. Предположим, кто-то заразился оспой. Через семь дней у него проявятся её симптомы. - Прабхупада почувствовал, что Майк хочет, чтоб слушателям всё было разжевано. Прабхупада знал эту особенность европейцев - не понимать с первого раза. Поэтому он повторял одну мысль немножко разными словами.-Как называется этот период? Инкубационный? Инкубационный. Итак, его нельзя избежать. Если вы заразились болезнью, она будет развиваться в соответствии с законами природыв. Аналогичго этому, в течение данной жизни вы соприкасаетесь с различными гунами материальной природы, и этот контакт определяет, какое тело вы получите в следующей жизни. Всё это целиком подвластно законам природы. Все находятся во власти законов природы - все полностью зависимы, но по своему невежеству считают себя свободными. Они не свободны, они только воображают, что свободны, но на самом деле они во всем подчиняются законам природы. Итак, ваше следующее рождение определяется вашей нынешней деятельностью - греховной или благочестивой. Ваша Милость, значит ли из Ваших слов, что, ведя добропорядочную жизнь, мы каким-то образом предопределяем себе хорошее будующее? Да. Значит, религия важна потому, что если мы верим в Бога и живем добродетельно... Вера тут ни при чем. Не сводите все к вере. Это закон. Например, есть правительство. Можно верить в это, а можно не верить, но если вы нарушите закон, правительство вас накажет. Аналогичным образом, Бог существует независимо от того, верите вы в Него или нет. Если не верите в Бога и поступаете независимо , как вам заблагорассудится, то по законам природы будете наказаны. Понятно. А существенно ли при этом, какую религию исповедовать? Необходимо ли, чтобы человек обязательно был преданным Кришны? Дело не в религии. Это предмет науки. Это предмет науки. Вы духовное существо, но из-за материальной обусловленности находитесь во власти законов материальной природы. Поэтому вы можете верить в христианскую религию, а я в индуизм, но это не значит, что вы состаритесь, а я нет. Мы говорим о науке старения. Это закон природы. Не думайте, что раз вы христианин, то стареете, ли что я не старею, потому что исповедую индуизм. Стареют все. Аналогично этому, законы природы распространяются на каждого назависимо от того, какую религию он исповедует. Таким образом, вы утверждаете, что существует только один Бог, управляющий всеми нами? Есть один Бог и один закон природы, и все мы подвластны этому закону природы. Нами управляет Всевышний. Поэтому если мы думаем, что свободны или можем делать все, что нам заблагорассудится, то это только проявление нашей глупости. Понятно, - согласился Робинсон, однако ему продолжало казаться, что Прабхупада говорит об общих универсальных вещах, тогда как его интресовала специвика его религиозного движения. - Не могли бы вы объяснить мне, что отличает того, кто является членом движения Сознания Кришны? Конечно же, это не был просто вопрос журналиста-профессионала. Робинсона и его современников действительно поражало это движение. Оно внезапно возникло в Америке в 1966 году, на улицах появились яркие экзотические процесси, воспевающие Харе Кришна. Харе Кришна перебросилось в Великобританию. Кришной увлеклись кумиры молодежи Джон Леннон и Джордж Харисон из "Битлз”. Во время своего первого визита в Великобританию Прабхупада поселился на вилле у Леннона, магнитофон запечатлел его беседы с Ленноном, Харисоном, Йоко Оно. Движение распрространилось почти по всему миру. Везде поющие вайшнавы вызывали удивление и улыбки. Они были жизнерадостны, энтузиастичны, необычны. Одним словом - привлекательны. Даже в СССР индологи и исследователи молодежных течений отзывались о Харе Кришна, как о молодых людях "разочаровавшихся в буржуазных идеалах отцов”. Массовая информация по своей природе жаждет копеечных эффектов, но Прабхупаде было уже 80 лет, он вел образ жизни отреченного монаха-саньяси,это означало, что даже забота о поддержании тела не являлась его обязанностью, он должен был только одно - обучать науке любви к Богу. Движение Сознания Кришны предназначено для тех, кто серьёзно стремится понять эту науку. Мы не в коем случае не являемся сектой. Нет. К нам может присоединиться любой. Мы можем принять студентов колледжа. Кем бы вы ни были - христианином, индусом или мусульманином - это не имеет значения. В движении сознания Кришны может принять участие любой, кто хочет постичь науку о Боге. А что меняется для человека, когда он становится членом движения Харе Кришна? Начинается его настоящее образование. - Прабхупада интонацию фразы особым весом. Он и его интервьюер забыли, казалось, обо всем кроме темы разговора. Прабхупада воодушевлялся и воодушевлял своего слушателя. Собственно он затем и приехал в Англию, чтобы снова кому-то рассказать всё как есть, что сознание Кришны - не просто религия "я верю, ты веришь”, что это наука. Очень спокойно и подробно Прабхупада рисовал для слушателей лондонского радио эту науку.- Сначала необходимо понять, что вы духовная душа. И как духовная душа, вы меняете тела. Это азбука духовного знания. Итак, когда ваше тело умирает, уничтожается, вы НЕ умираете. Вы получаете ДРУГОЕ, подобно тому как можете поменять пальто или рубашку. Если завтра вы прийдете ко мне в другой рубашке и пальто, значит ли это, что вы - другая личность? Нет. Так же и умирая, вы всякий раз меняете тела, но вы - духовная душа в теле - остаетесь одним и тем же. Это необходимо понять, тогда можно будет продвигаться дальше в науке сознания Кришны. С загадочной реинкарнацией наконец-то всё прояснилось, Робинсон воспрял, но оставался ещё один подозрительный вопрос насчет распространения кришнаитской литературы, производившее неопределенное впечатление: чем-то это напоминало распространение пропагандистской литературы, чем-то евангелическую проповедь, чем-то книжный бизнес. Я начинаю понимать, но мне пока не ясно, как всё это увязать с тем, что многие ваши люди распространяют на Оксфорд Стрит книги Харе Кришна. Назначение этой литературы - убедить людей в необходимости жить духовной жизнью. И вас действительно не волнует, присоединятся они к движению Харе Кришна или нет? Это не имеет значения. Наша миссия - просветить их. Люди пребывают в невежестве: они живут призрачным счастьем, полагая, что со смертью тела всему придет конец. Это глупость. И ваша основная забота - рассказать им о существовании духовного измерения жизни? Наша главная забота - сказать вам, что вы не тело - это ваша оболочка, ваша рубашка и пальто, а вы живете внутри тела. Кажется, понял. Но если можно, вернемся к тому моменту, когда Вы сказали, что настоящая жизнь определяет нашу жизнь после смерти. Как происходит переселение души? Это очень тонкий процесс. Духовная душа невидима для наших материальных глаз. Она величиной с атом. После разрушения грубого тела, состоящего из чувств, крови, костей, жира и тому подобное, тонкое тело ума, разума и эго продолжает действовать. В момент смерти это тонкое тело переносит крошечную духовную душу в грубое тонкое тело. Этот процесс напоминает то, как воздух разносит запахи. Никто не может видеть, как переносится аромат роз, но мы знаем его переносит воздух. Мы не видим, как это происходит, но это происходит. Так же тонок и процесс переселения души. В зависимости от состояния ума в момент смерти крошечная духовная душа с семенем отца входит в лоно определенной матери и затем развивает определенный тип тела, которое дает ему мать. Это может быть человек, а может быть кошка, собака, кто угодно. Через партьеру пробил луч вышедшего из облаков солнца. Прабхупада повесли на ручку кресла чадр. В розовой курте он светился как апельсиновая долька. В комнате пахло индийскими благовониями, сандаловым маслом. Прабхупада вдохнул аромат висевшей на нем цветочной гирлянды, сплетенной как раз из тех самых источающих аромат роз. Вы хотите сказать, - продолжал спрашивать Майк.- Что до настоящей жизни мы были кем-то ещё. Да. И в следующий раз мы родимся кем-то другим? Да, потому что вы вечны. Вы просто меняете тела в зависимости от вашей деятельности. Поэтому важно стремиться узнать, как этому положить конец, как остаться в своем изначальном теле. В этом смысл сознания Кришны. Понятно. То есть, если я стану сознающим Кришну, мне не грозит опасность вернутся сюда обратно в теле собаки? Да, - Прабхупада повернулся к ученику. - Найди, пожалуйста, этот стих "Джанма карма ча ме дивьям... Ученик полистал "Гиту” и прочитал санскритское четверостишье с переводом на английский: джанма карма ча ме дивьям эвам йо ветти таттватах тьяктва дехам пунар джанма наити мам эти сорджуна "О. Арджуна, тот, кто познал трансцендентную природу Моего явления и деяний, оставиви это тело, не рождается снова в этом материальном мире, а достигает Моей вечной обители” (Б.-г.,4,9) В 73-году здесь в Бхактиведанта Мэноре, делая лекцию, Прабхупада цитировал стих за стихом из "Бхагават-гиты”. Начал как раз с девятого стиха четвертой главы, потом процитировал 20-ый стих 2-ой главы "на джаяте мрияте ва кадачин” - "Мы живые существа никогда не рождаемся и не умираем”, затем из той же главы 13-ый стих "Дехино смин ятха дехе” - "Подобно тому как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, после смерти одного тела она переселяется в другое. Все эти перемены не смущают здравомыслящего человека”. Почти не комментируя, Прабхупада цитировал разные ведические писания: "Брахма-самхиту”, "Веданта-сутру”, снова "Бхагавад-гиту”... "Анадир адир говиндах” - "Причина, не имеющая причин - Кришна Говинда”. Это был Джанмаштами, День Явления Кришны, на програме было много индусов и верховный комиссар Индии. Цель жизни,- учил Прабхупада своих соплеменников и британских учеников.- Амритатвам... - бессмертие. Было несколько тысяч гостей. Высшая цель человеческой жизни - достичь бессмертия. Такова наша цель, но мы о ней забыли. Мы живем, точно кошки собаки, не зная, что можно достичь такого совершеного состояния, когда не будет больше ни рождения, ни смерти. Мы даже не подозреваем о возможности достичь амритатвам, бессмертия. Однако это вполне реально. Никто не хочет умирать. Никто не хочет стареть. Никто не хочет болеть. Это вполне естественно. Почему? Потому что изначально, когда у нас было духовное тело, мы не знали ни рождений, ни смертей, ни старости, ни болезней. И сейчас, после того как мы прошли все ступени эволюции, от рыб к растениям, деревьям, птицам и наконец к человеческой форме жизни, мы должны понять, в чем истинная цель жизни. Цель жизни -бессмертие. Через день после того Джанмаштами Прабхупаде исполнилось 77 лет, сейчас ему было 80. Ему уже не всегда хватало сил для утренних прогулок. Неудачная пища могла приковать его к постели на неделю-две. Он едва не оставил тело, переправляясь из Индии в Америку на грузовом корабле "Джаладута”. В самой Америке он перенес ещё один инфаркт. Он был при смерти, но ученики боялись его ухода, Прабхупада сам видел, что его ученики слабы и малоопытны, он просил их молиться за него Кришне... Кришна внял молитвам, Прабхупада прдолжал говорить об Абсолютной истине. Прабхупада знал, что его слова обладают силой, что они способны вдохновить и повести тех, в ком затеплился огонек любви к Богу. Он твердо верил в волю Кришны, он верил, что десятки храмов Сознания Кришны появятся в западном мире. Но когда через 10 лет его активности всё это появилось, Прабхупада удивился сам. Приехав в Бостон, он был старым, больным, невысоким, говорящим на ломанном английском и, как положено монаху-саньяси, бедным, строго говоря, даже нищим, человеком. Он воспевал мантру Харе Кришна и пытался объяснять эту науку, которую ему передал его духовный учитель, и который хотел, чтобы эта наука распространилась по миру: в каждый город, в каждое село, к каждой реке, к каждому океану. Прабхупада 14 раз обогнул земной шар, проповедуя, основывая центры, встречаясь с видными людьми. Но сейчас уже не было никаких сил на разъезды, любая переездка была риском. Бхактиведанта-Мэнор - большой храм и там много гостей. Давать лекции здесь казалось самым практичным. Прабхупада был практичным человеком. Но ещё больше он был человеком необычным. знание, которым он обладал, заставляло его не накапливать, но отдавать. Слава и могущество, которые он обрел, не возбуждали в нем гордыни, а лишь увеличивали ответственность и сострадание к обществу, которое безнадежно увеличивало свои проблемы. У Прабхупады не оставлось места для гордыни, он "болел” "охотой на носорога”, ему мало было быть сознающим Кришну, он хотел дать духовное знание всем. В 65-м он один приехал в Америку. Теперь у него были ученики, и он хотел, чтобы тоже самое делали они, молодые, изобретательные, замечательные. "Мои белые слоны”,- говорил о своих духовных детях Прабхупада. Он вдохновлял своих учеников индивидуально и всех вместе. "Какие же вы американцы - если не можете сделать, что-то удивительное для Кришны”. "Руссия и Пруссия будут первыми духовными странами” - цитировал Прабхупада Бхвактивноду Тхакура своим немецким ученикам. "Россия - страна великих теистов” - слова того же учителя предназначались советским последователям вайшнавизма. Британских преданных он просил "завоевать” мир для Кришны, подобно тому, как их предки, создатели Британской империи приобрели владения, над которыми не заходило солнце. Об одном из своих любимых британских учеников, некогда упраляющим храмом Бхактиведанта-Мэнор, Прабхупада говорил: "У него сердце бенгальской матери и смелость британского солдата”... Чем меньше у Прабхупады оставлось сил, тем больше он понимал, что его ученики ни в чем так не нуждаются, как в его словах. Через год он снова захочет приехать в Мэнор. "Я выполнил первую часть моего плана,- скажет он.-Но я должен ещё выполнить и вторую”. У него был ещё один проект, который теперь, когда на западе появилось столько полседователей учения Кришны, можно было осуществить. Но, выражась на ведический манер, Прабхупада "поддерживал жизнь в костях”. Он не долетел бы до Англии. Он оставит свой "второй проект” на учеников и во Вриндаване оставит тело в окружении своих близких учеников, воспевающих махамантру. Он произнесет "Харе Кришна” и уйдет в духовный мир, ... Робинсон поменял в диктофоне кассету. Он чувствовал себя раскованно, индийский учитель внушал ему особое желание быть учтивым, и даже больше, Прабхупада казался добрым родствеником и старым другом, Майк хотел задать такой вопрос, который понравился бы учителю. Давайте теперь поговорим о том, что как мне кажется, вас очень сильно волнует. В чем главное отличие сознания Кришны от других восточных учений, проповедуемых ныне на Западе? Разница в том, что мы следуем подлинным священным писаниям, а они выдумывают собственные. В этом между нами разница. Ответ на вопросы, касающихся духовных предметов, нужно искать в изначальных писаниях, а не в писаниях какого-нибудь мошенника. А что вы можете сказать о повторении Харе Кришна, Харе Кришна...? Повторение Харе Кришна - самый легкий метод, с помощью которого можно очиститься, особенно в наш век, когда люди настолько тупы, что им трудно воспринимать духовное знание. Когда мы повторяем Харе Кришна, наш разум очищается, и мы становимся способными понять духовную науку, философию сознания Кришны. А как философия сознания Кришны может повлиять на образ жизни людей? Она может облегчить их страдания. Люди страдают потому, что ошибочно отождествляют себя с телом. Если вы думаете, что являетесь пальто или рубашкой, и очень старательно стираете их, забывая при этом поесть, то разве будете счастливы? Конечно, нет... Подобно этому, все сейчас просто стирают "пальто и рубашку” тела, забывая о душе, находящейся в нем. Они не знают, что находится внутри "пальто и рубашки” тела. Спросите любого, кто он такой, и вам ответят: "Я - англичанин” или "Я - индиец”. А если мы скажем: "Да я вижу, что у вас тело англичанина или индийца, но кто такой ВЫ?” - они не сумеют ответить. Понимаю,- поддерживая ритм диалога, кивнул Майк. Вся современная цивилизация действует на основе ошибочного представления, что тело и есть "я”. Это психология кошек и собак. Предположим, я пытаюсь въехать в Англию, а вы останавливаете меня на границе: "Я англичанин, - говорите вы, - а ты индиец. зачем ты сюда пришел?”. И собака лает6 "Гав-гав, чего ты сюда пришел?” Так чем отличаетсяваша психология от психологии собаки? Собака думает, что она собака, а я - чужой, и вы думаете, что вы англичанин, а я индиец. Никакой разницы в вашей психологии нет. Таким образом, если вы держите людей во тьме собачей психологии и заявляете при этом, что ваша цивилизация прогрессирует, то вы - самый заблудший из людей. Майк заглянул в свой блокнот и задал следующий вопрос: Насколько я понимаю, движение Харе Кришна озабочено судьбой тех слоев населения в мире, которые страдают... Да, это единственная наша забота. Другие предпочитают не задумываться над решением основных проблем: рождения, старости, болезней и смерти. Они не знают, как решить эти проблемы, и просто несут всякий вздор. Люди введены в заблуждение. Их держат во тьме. Так дадим же им немного света. Да, но помимо духовного просвещения, беспокоит ли вас и материальное благополучие людей? Материальное благополучие придет само собой, вслед за духовным благополучием. А как это происходит? Предположим, у вас есть машина. И, естественно, вы заботитесь и об этой машине и о себе самом. Но вы не ОТОЖДЕСТВЛЯЕТЕ себя с машиной и не говорите: "Я - машина”. Это абсурд. Но именно так поступают люди. Они слишком заботятся о "машине” тела, считая себя этой машиной. Они забывают, что они отличны от нее, что являются духовными душами и им положено заниматься совсем другим делом. Никто не может пить бензин и получать от этого удовольствие, так же и материальная деятельность никому не может принести удовлетворения. Необходимо найти подходящую пищу для души. Если человек подумает: "Я - машина и должен пить бензин”, - его сочтут сумасшедшим. Точно так же тот, кто думает, что он - тело, и пытается искать счастье в телесных удовольствиях, он тоже сумасшедший. Пение, доносившееся из алтарной, стало громче. В комнату вошел преданный с подносом сладкого махапрасада. Прабхупада широко улыбнулся. Сейчас Майк Робинсон почтит махапрасад, потом после их беседы они спустятся к Божествам Радхи-Кришны. Прабупада был удовлетворен, что Робинсон дал ему возможность проповедовать для лондонских радиослушателей, что он задает серьёзные и искренние вопросы. Робинсон раскрыл блокнот перед собой. Вот здесь у меня цитата, и мне хотелось бы, чтобы вы её пояснили. Перед тем как я пришел, ваши люди дали мне книгу, и в ней вы говорите о том, что "религия, не имеющая рациональной основы - просто сентиментальность”. Не могли бы вы это объяснить? Большинство религиозных людей говорят: "Мы верим”. Но чего стоит их вера? Можно верить и в то, что на самом деле неправильно. Некоторые христиане, напрмер, говорят: "Мы верим, что у животных нет души”. Это неверно. Они считают, что у животных нет души, потому что хотят употреблять в пищу их плоть, на самом же деле у животных есть душа. Откуда вы знаете, что у животных есть душа? Вы тоже можете это узнать. Вот вам научное доказательство: животное ест, и вы едите; животное спит, и вы спите; животное занимается сексом, ы вы занимаетесь сексом; животное защищается, и вы защищаетесь. В чем же разница между вами и животным? Разве можно говорить, что у вас есть душа, а у животного нет? Мне это совершенно понятно. Но христианские писания гласят... Незачем прибегать ни к каким писаниям; это просто вопрос здравого смысла. Постарайтесь понять: животное ест, и вы едите; животное спит, и вы спите; животное защищается, и вы защищаетесь; животное занимается сексом, и вы занимаетесь сексом;у животного есть дети, и у вас есть дети; у него жилье, и у вас у вас жилье. Если животное порезать пойдет кровь, ваше тело порезать - тоже пойдет кровь. Налицо полное сходство. Почему же вы отрицаете еще одно общее свойство - наличие души? Это нелогично. В логике есть такое понятие, как аналогия. Аналогия означает вывод, к которому приходят путем обнаружения многих сходных моментов. Если у людей и животных так много общих черт, на каком основании мы можем отвергать ещё одну? Это нелогично. Это не наука. А если этим же доводом воспользоваться иначе... Им нельзя воспользоваться иначе. Если ваши доводы не опираются на логику, то вас нельзя считать разумным. Прабхупада заводил Майка, провоцировал его на спор. Наш индийский Сократ скучал от вежливого поддакивания, он как и Сократ афинский, никогда ни кому не проигрывал в философском поединке. Он ещё в Индии до приезда на Запад получил титул Бхактиведанта, что означает знаток философии бхакти. Самые изощренные интелектуалы относились к Прабхупаде как к царю. Но предположим, - рассуждал Майк,- что у человека нет души... Тогда вы должны объяснить, чем живое тело отличается от мертвого. Как только жизненая сила, душа, выходит из тела, тело не представляет никакой ценности. Никому нет до него дела; его выбрасывают. Но сейчас, если я вас схвачу за волосы, начнется драка. Этим живое тело отличается от мертвого. В живом теле есть душа, а в мертвом нет. Как только душа покидает тело, тело теряет ценность. Оно бесполезно. Это очень легко понять, но даже так называемые величайшие ученые и философы слишком тупоголовы, чтобы понять это. Современное общество находится в ужасном состоянии. Не осталось ни одного по-настоящему умного человека. Вы имеете ввиду ученых, которым не удается понять духовную сторону жизни? Да. Настоящая наука предполагает полное знание всего - как материального, так и духовного. Слишком возвышенно, слишком революционно, Майк не все схватывал из того, что говорил Прабхупада. Но Прабхупада был спокоен - диктофоны работают. Робинсону трудно - поймут другие. Но ведь в миру вы были фармацевтом, да? - возразил Майк. Да, в молодости я был фармацевтом. Но чтобы им стать, большого ума не требуется. На это способен любой здравомыслящий человек. Но, надеюсь, вы согласны, что материальная наука также имеет значение, хотя сегодняшние ученые и тупоголовы. Материальная наука важна лишь постольку-поскольку. Она не имеет первостепенного значения. Понятно,- возмущение Майка несколько улеглось.- Давайте вернемся назад. Несколько минут назад вы сказали, что не надо прибегать к писаниям, пользуйтесь здравым смыслом”. Какую же роль играют писания в вашей религии? Каково их значение? Наша религия - это наука. Майк чего-то не понимал и морщил лоб, но Прабхупада настаивал: Когда мы говорим, что маленький ребенок вырастает и становится юношей - это наука. Это не религия. Каждый мальчик становится юношей. Какое это отношение имеет к религии? Все умирают. При чем тут религия? А когда человек умирает, его тело становится бесполезным. При чем тут религия? Это наука. Христианин вы, индус или мусульманин, когда вы умираете, ваше тело становится бесполезным. Это наука. Вы же не говорите, когда умирает ваш родственник: "Мы - христиане, мы не верим, что он умер”. Нет, он умер. Христианин, индус или мусульманин - он умер. Поэтому в своих словах мы опираемся на следующее положение: тело имеет какую-то ценность только до тех пор, пока в нем есть душа. Когда в нем нет души, оно бесполезно. Эта наука применима ко всем, и мы пытаемся просвещать людей в ней. Таким образом Прабхупада продолжал вести избранную в начале беседы тему. "Я верю, ты веришь” - это не сознание Кришны. Сознание Кришны - наука. Он откинулся на спинку кресла и подобрад под себя ноги по-восточному. Итак, если я Вас правильно понял, вы даете людям чисто наусное робразование. При чем же здесь тогда вообще религия? Религия - это тоже наука. Люди ошибочно понимают под религией веру: "Я верю, ты веришь”, - Прабхупада обратился к ученику.- Посмотри в словаре определение слова "религия”. Религия определяется так, - ученик процитировал толковый словарь.- "Это признание сверхъестественной власти или силы, и особенно личностного Бога, которому надлежит повиноваться, а также выражение такого признания в соответствующем психологическом состоянии”. Да. Мы оба должны признать существование верховного повелителя. Это должен признать каждый; в этом заключается настоящая религия. Но когда говорят: "Мы верим, что у животных нет души”,- это не религия. Это совершенно не научно. Религия подразумевает научное понимание верховного повелителя: знать верховного повелителя и повиноваться ему - только и всего... Беседа подходила к своей кульминации. У майка были готовы два завершающих вопроса. Один - о смысле жизни. Вторым вопросом Майк хотел выведать что-нибудь эзотерическое, экзотическое, что-то необычное как бритые головы с косичкой, розовые одеяния, узнать тайну, которой живут избранные. Наука, благо общества - Майк, строго говоря, был несколько удивлен, что рвазговор оказался в этом русле. Но как журналист, он запланировал разговор о чудесах в обычном смысле. Смысл жизни - в наслаждении, - неожиданно ответил аскетичный гуру.- Но сейчас вы занимаете ложную позицию и потому, вместо того, чтобы наслаждаться страдаете. Везде идет борьба за существование. Все борются, но какое наслаждение они в конце концов получают? Они попросту страдают и умирают. Поэтому, несмотря на то, что жизнь предполагает наслаждение, сейчас она для вас не является наслаждением. Но построив жизнь на духовной основе, вы станете наслаждаться. И наконец, не могли бы вы описать некоторые из стадий, которые человек проходит в духовной жизни? С чего начинает преданный Кришны и к чему приходит? На первой стадии проявляется любознательность. "Итак,- говорите вы,-что это за движение сознания Кришны? Давайте-ка разберемся”. Это называется ШРАДХОЙ, верой. С нее все начинается. Потом если вы серьезны, вы общаетесь с теми, кто идет этим путем. Вы пытаетесь понять, что они ощущают. Затем у вас появляется мысль: "Почему бы мне не стать о | |
Просмотров: 515 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0 | |