Главная » Статьи » Вайшнавы Уральского региона » Практика

Беседы с Васушрештхой прабху
Мурари Хари дас.

Скажите пожалуйста, что же такое ШАБДА?

Это свидетельство из авторитетного источника...

 1.Если бабушка говорит внуку: не
ходи в крапиву, обожжешься! - это шабда?

 2.Или если он УСЛЫШАЛ и
послушался - тогда это шабда? т.е. важен акт
восприятия, понимания?

 3.А если он услышал, УШАМИ - это ведь
пратьякша! А затем подумал: "бабушка права" - это ведь значит
анумана!

 4.Или же ШАБДА только если бабушка говорит внуку что-то вроде:
"Материальный мир - место страданий. Господь - высшая цель жизни" и т.п. Но при этом бабушка находится в цепи преемственности

 Васушрештха дас.

Попытка ответа:

Чтобы точно ответить на твой вопрос, необходимо понять шабду в самом широком смысле.
В соответствии с четырьмя уровнями звука, шабду можно также разделить на 4 ступени:

         1) Первая ступень - шабда начального уровня, соответствует уровню вайкхари-вач или физическому воплощению трансцендентного звукового первообраза вещи (так называемым «акшарам» - слогам санскрита, которые существуют в духовном мире и неотличны от вещи, которую они называют; например, в шастрах описывается как Брахма творит мир: он просто говорит, например, «го» и в результате проявляется корова сначала на тонком, потом на грубом физическом плане. Почему? Потому что «го» действительно неотлично от коровы). На этой ступени шабда - это получение знания просто через физическую речь, принимая ее как приказ без размышлений и что называется «не глядя».
  В случае получения обыкновенного (не трансцендентного) знания так получает знание новорожденный ребенок, не способный даже на чувственное познание, тем более, на мышление. Единственное, что он получает, - это любовь через интонацию голоса матери. Через этот любящий голос для него начинается познание всего мира. Другой пример: я приезжаю в чужой город и «слепо» и без размышлений подчиняюсь шабде экскурсовода, который открывает мне знание о новом городе (здесь важная деталь – на самом деле, я даже увидеть не могу главные достопримечательности города, если мне не скажут, хотя глаза у меня есть).
      Здесь факт полной реализации шабды складывается (как и везде) из двух обязательных составляющих: а) нужен компетентный источник шабды (в случае материального знания нужен правильный экскурсовод и т.д.). б)я должен доверять этому компетентному проводнику знания, и качество усвоения этой шабды будет прямо пропорционально степени доверия к тому или иному «экскурсоводу».

    2) Вторая ступень – шабда соответствует уровню мадхьяма-вач: звука вибрации мышления ума, манас (внутренняя речь). Этот путь распространен в современной    науке и образовании: студент, слушая лекцию, получает шабду именно на уровне ума. Ученые на конференциях рассуждают в большинстве своем в соответствии с генеральным научным направлением, которое они получили как шабду. В этом случае, тот ученый более успешен, кто больше предался данной научной парадигме, и тот студент отличник, кто свято верит преподавателям. Именно эту ступень шабды имел в виду Прабхупада, приводя пример эффективности шабды при получении знания о том, кто является моим отцом. Можно ставить генетические эксперименты на всех мужчинах мира (пратьякша), можно рационально просчитать, кто бы мог это быть, изучая биографию матери (анумана, то есть пользоваться манасом, умом), но практичнее и эффективнее спросить мать: она истинный авторитет в этом вопросе и она мгновенно даст достоверное знание. Как я уже говорил, качество шабды в этом случае, также зависит от реализации двух составляющих шабды: авторитетный источник знания, доверие к этому источнику.

     3) Третья ступень – шабда соответствует уровню пашьянти-вач: звук вибрации философского мышления, то есть разума, буддхи. Здесь мы получаем знание об основных идеях всего творения. Если мы принимаем эту шабду, мы формируем уже свое индивидуальное мировоззрение, которое программирует уже наше рациональное познание (ануману) и эмпирический опыт (пратьякша). Это тот путь, по которому познают мир истинные философы: истинные философы на самом деле не думают, они получают откровение (голос истины изнутри, как например, это было у Сократа), которое и есть пашьянти-вач, звук разума. Другой философ Хайдеггер так и назвал поиск истинного бытия как «слушание Зова Бытия».

      4) Четвертый уровень звука называется пара-вач: царство чистых акшар, звуков, которые суть и есть сами вещи. В этом мире сказать «вода» - значит пить воду непосредственно. Поэтому имя Кришна - это и есть Сам Кришна. Если мы столь удачливы, что имеем авторитетный источник звука из этой трансцендентной сферы, то мы получаем совершенное знание просто на звук, еще до каких-то наших собственных откровений, мыслей и физических ощущений. Ну а если мы еще настолько удачливы, что имеем веру в этот звук и в его говорящего представителя, то такая шабда дает нам еще и совершенный разум (буддхи будет иметь качество трансцендентного разума), совершенные мысли (такой человек имеет трансцендентную ануману, то есть его мысли спонтанно приходят к выводам священных писаний, даже не обучаясь им), совершенные слова и поступки (человек становится ачарйей, слова которого приравниваются к шастре).
  Небольшой вывод:

Шабда – это универсальный способ (принцип) познания, который формирует как иллюзорное материальное знание, так и истинное трансцендентное знание вплоть до самого сокровенного знания Голоки Вриндавана. Это означает, что шабда может быть материальной или духовной в зависимости от объекта познания этой шабды, компетентности источника и авторитетности звукового воплощения данной шабды.
Первые три уровня шабды, не связанные с высшим, четвертым уровнем, есть майа – «отблеск света во тьме», иллюзия, о которой Кришна говорит Бразме во 2 Песни Шримад Бхагаватам (ШБ 2.9.34). В этом же тексте объясняется суть майи: «что-то кажется обладающим ценностью, но не связанным со Мною». В нашем случае, это значит, что любой звук уровня вайкхари, мадхьяма, пашьянти, не связанный с пара-звуком, - это майа. Если же связь осуществлена в истинной шабде, то только тогда звук пашьянти, мадхьяма и вайкхари дают истинное знание.
Другими словами, анумана и пратьякша как эмпирический и рациональный способы познания дают достоверное знание только в случае их строгого соответствия с шабдой от уровня пара-звука. Если анумана и пратьякша запрограммированы шабдой уровней пашьянти, мадхьяма или вайкхари, не связанными с пара-звуком, то такая анумана и пратьякша дают ложное знание, к чему и пришла современная наука и философия.

Теперь к твоим вопросам:

Скажите пожалуйста, что же такое ШАБДА?
Это свидетельство из авторитетного источника...

1.Если бабушка говорит внуку: не
ходи в крапиву, обожжешься! - это шабда?

 Да! Это шабда на уровне грубой физической речи (поступков) – вайкхари-вач.

2.Или если он УСЛЫШАЛ и
послушался - тогда это шабда? т.е. важен акт
восприятия, понимания?

 Послушался – значит поверил. Шабда включает две составляющих, о которых мы говорили, а значит становится реализованной. Но! Это реализованная шабда только на уровне вайкхари. То есть это не та шабда, которая является трансцендентным знанием.

3.А если он услышал, УШАМИ - это ведь
пратьякша! А затем подумал: "бабушка права" - это ведь значит
анумана!

        Вот и нет. Он услышал ушами слова, которые ранее он получил как шабду: когда-то мама сказала, что такое крапива, и только потом (!) ребенок начал понимать, что это крапива (просто услышав слово «крапива»), то есть только после того, как сказали и он услышал, глаз начинает различать предметы. То есть когда мы слушаем слова, то с физическим звуком (пратьякша), мы получаем содержание СМЫСЛА слов, а смысл – это суть шабда. Смысл слова мы впитываем параллельно слышимому сочетанию физических звуков благодаря тому, что ранее кто-то нам связал физический звук с определенным смыслом (предметом или явлением). Эта связь физической вибрации со сверхчувственным смыслом и есть шабда (в данном случае, первая ступень шабды, вайкхари).
    Например, одна народность на Кавказе имеет в своем языке шесть имен цветов (синий и зеленый у них одно слово). Когда этих людей просят разложить кубики по кучкам одного цвета, у них синие и зеленые кубики оказываются в одной кучке. Когда обращают их внимание на то, что синие и зеленые кубики все же различаются, они уверенно заявляют, что синий на самом деле, это просто темно-зеленый цвет. То есть, нет слова в языке, нет и цвета. Наши семь цветов спектра, на самом деле, просто культурная модель: мы так услышали с тобой в детстве, поэтому наш глаз так и видит. А греки, например, различали только 4 цвета (исторический факт).
     То, что ребенок подумал, что бабушка права, в глубине познания означает доверие к опыту бабушки. Так как доверие есть, шабда была принята, и как следствие, заработала соответствующая анумана: о да это же логично! Как я сам не додумался!
Но сам он никогда бы не додумался, если бы не было источника определенного направления мысли, которое задала ему бабушка на слух, а это и есть шабда.


4.Или же ШАБДА только если бабушка говорит внуку что-то вроде:
"Материальный мир - место страданий. Господь - высшая цель жизни" и т.п. Но при этом бабушка находится в цепи преемственности.
 Здесь должно быть все ясно: мы подробно говорили о том, что шабда может быть и материальной и духовной.

Категория: Практика | Добавил: Гавешвара (03.07.2008)
Просмотров: 324 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]