Главная » 2012 » Январь » 13 » Три гуны (характеристика)
18:46
Три гуны (характеристика)

САТТВА ГУНА Она проявляется как Сознательная Энергия, являясь самосветящейся, самораскрывающейся, прино­ся с собой ощущения Радости, Счастья и Умиротворенности. Она способствует любым проявления вещей и объектов, придавая всему стремление жить. Побуждает людей стремиться к Идеальному Существованию в Счастье, Знании и Любви.

Внутри физического тела Саттва преобладает в Огненном Элементе (Огонь и Питта — Доше). Эта Гуна поддерживает космическую память Всего Проявленного Мира — коллективную память Вселенной — с начала Ее существования, а также индивидуальную память каждого человека, начиная с первого земного воплощения.

Саттва является источником Разума, отвечает за энергосберегающие качества всех объектов и существ Вселенной, вызывая Гармонию Всего.

Гуна Саттва наиболее ощутимо выражается на уровне ментального существа в сфере интеллекта, воли и логической мысли. Благодаря ей эти инструменты прилагают необходимые усилия, направленные на усвоение знаний, развитие способности к пониманию, достижению состояния стабильности, равнове­сия и гармонии, на всех уровнях сил и явлений в природе, придавая ощущение легкости, безопасности, мастерства и совершенства.

Она проявляет взвешивание и понимание, сочувствует, развивает, вникает и контролирует, усваивает для дальнейшего использования. Никогда не подавляет, а приспосабливает, гармонизирует и исправляет, всегда извлекая из всех вещей самое лучшее. Приводит к спокойствию, направляя каждое действие и по­буждение к справедливому порядку, добру, светлой чистоте, близости и симпатии. Формирует тенденцию к проявлению всего. Содержит в себе всю полноту различных возможностей в стремлении принимать все бо­лее и более совершенную форму на всех этапах эволюционного движения. Руководит способностью любой живой системы воспринимать и реагировать на движение, свет, тяжесть, звук и ощущения. Благодаря ее присутствию существует Сознание и Процесс Осознавания Всех Восприятий. Гуна Саттва — это, в первую очередь, способность любых веществ реагировать на другие вещества и объекты, меняя свои характерные свойства в процессе трансформации (Преобразования).

Символически для нее характерен Белый Цвет. Из Трех Гун Она считается наивысшей, являясь благом для всех существ Вселенной. Она управляет такими качествами как: приветливость, радость, счастье, стой­кость, терпение, правдивость, прямота, бескорыстность, удовлетворенность, равнодушие к различным утехам и наслаждениям, отсутствием осуждения, безгневностью, состраданием, целомудрием, полным отсутствием насилия и самолюбия, просветленностью, мыслями, постоянством, чистотой, совестливостью, неутомляемостью, здоровьем, приятным запахом, чистым цветом лица, хорошим здоровьем, мелодичным голосом. Она приносит с собой отождествление, установление гармонии и равновесия, чувство легкости, надежности и достаточно совершенного мастерства. Порождает уравновешенный разум, открытость интеллекта, самокон­троль, любовь и спокойствие, утонченность и доброжелательность, а также изящество эмоционального разу­ма, деликатность, справедливость, выдержка и благосклонность. Гуна Саттва порождает достаток, избыток, приветливость, озаренность, бескорыстное принятие подаяния, бескорыстную удовлетворенность, огромное терпение, стойкость, отсутствие насильственных действий и полное невреждение, прямота, правдивость, искренность, безгневность, отсутствие осуждения, щедрость, отвага, бескорыстный труд и познание, бого­служение, отсутствие привязанности к собственности, отсутствие эгоизма, неутомимость, огромную веру и надежду, постоянство, отсутствие заблуждений, сострадательность ко всем существам.

Отсутствие коварства, восторженность, изумление, сдержанность, полный контроль чувств и эмоций, умиротворенная деятельность, очищение, благость, беспристрастность, целомудрие, отсутствие расчетов, непоколебимое соблюдение правил, уставов и законов, приношение жертвы Богам, творчество. Саттва Гуна преобладает в Касте Браминов. К Гуне Саттва относятся такие виды лечения болезней как: ароматерапия, фитотерапия, лечение музыкой (Гандхарвотерапия), лечение посредством ингаляций. Пища, являясь не­отъемлемой частью окружающего нас мира, также пронизана Гунами в определенных сочетаниях, где пре­обладает та или иная из них либо их комбинация. В связи с этим обстоятельством, принимая ту или иную пищу, в нас начинает преобладать та или иная Гуна и ее качества. В Саттва Гуне располагается вся легкая и свежеприготовленная пища. Основными компонентами ее являются овоши, фрукты, зерновые, бобовые, орехи и молочные продукты. Она не должна быть очень острой и очень сладкой, должна легко усваивать­ся, принося радостное восприятие окружающего нас мира. Эта пища не порождает лень, чрезвычайное перевозбуждение и не стимулирует разнообразные негативные эмоции. Она поддерживает Гармоничный Баланс Трех Дош, увеличивая Оджас.

ГУНА РАДЖАС Главной особенностью и качеством ее является проявление энергии, пробуждая активность, измене­ние, энергичность и все виды движения, способствуя притяжению и отталкиванию различных объектов и существ. Раджас — это сила, благодаря которой преодолеваются любые преграды и препятствия, а также осушествляется любой процесс проявления. Каждое действие воплощается благодаря встречаемому на его пути сопротивлению, вызывая противодействие, которое пропорционально этому действию. Преобладая, она порождает страстность, вызывая желание действовать, различные виды беспокойства и неуравнове­шенность. Без нее не существовало бы никаких типов перемещения и изменения.

На физическом Плане Бытия Гуна Раджас оказывает преобладающее влияние на Воздушный Аспект физического тела (Вата Дошу). Придает людям способность преобразовывать различные воспринимаемые впечатления, трансформируя их в понятия, мысли, представления, мечты и сновидения. Благодаря Пра-нам, эта Гуна поддерживает наше самообладание (Беспристрастность) и оказывает различное влияние на нашу способность к упорядочиванию всего того, что приводится в движение. Раджас поддерживает генети­ческую память всех видов существ с Начала Времен.

Являясь источником всей активности и силы, она обеспечивает воспроизводство энергии. Будучи по природе динамичной силой, эта Гуна порождает усилие и борьбу, действия и страсти. Наиболее ярко себя выражает в Витальной Природе, направляя все действия и побуждения с целью осуществления различ­ных желаний. Преодолевая все виды сопротивления, она всегда направлена на преодоление различных конфликтов и обладание предметов желания. В условиях всех видов материальных ограничений приводит борьбу к всевозможным страданиям и разочарованиям, пытается господствовать и овладевать своим окру­жением; творит и сражается, изменяет и творит все новое, надеется и разочаровывается. Процесс познания ее несовершенен и часто ложен. Всегда движется в полусвете либо в искаженном его состоянии. Для этой Гуны свойственны самодовольные извращения, тщеславие, амбиции, различные самонадеянные ошибки, тирания и жестокость, насилие и гнев, лицемерие и предательство, подлость и эгоистичность, похоть и алчность, ревность и зависть, а также хишность и черная неблагодарность. Она всячески извращает про­цесс нашего познания, делая наш ум соучастником любой лжи, разрушая здоровье физического тела. Гуна Раджас — это, в первую очередь. Энергия и Сила.

В случае преобладания Гуны Раджас, Три Доши (Вата, Питта, Капха) представлены как три процес­са, происходящие во всех живых организмах на различных уровнях его организации — от клетки, до всего организма в целом. В Аспекте Гуны Раджас, Вата Доша раскрывает процессы движения в физическом теле. Внутри любого тела всегда происходят различные движения — биение сердца, движутся жидкости внут­ри сосудов, вен, артерий и капилляров, происходит процесс пульсаций стенок самих капилляров, дрожат мембраны клеток, испускается огромное количество нервных импульсов внутри нервной системы и т.д. Все эти движения регулируют чрезвычайно сложные обменные процессы и все биохимические реакции. Вата Доша обеспечивает в телах процесс движения и транспорт.

Символически для нее характерен Красный Цвет. Проявляясь через пары противоположных качеств, она имеет светлую и темную стороны, проявляя созидание и разрушение. В мире физических взаимодейс­твий ее можно отождествить с электромагнитным взаимодействием, которому свойственны два полюса и заряда (положительный и отрицательный). Эта Гуна порождает жару и холод, чрезвычайно усиливая Питта Дошу и ослабляет Капха и Вата Доши.

Она вызывает радость и страдание, неудовлетворенность и снисходительность, враждебность и при­язнь, веселье и вспыльчивость, покровительство и себялюбие, предательство и преданность, доверчивость и сомнения, гордость и унижение, желание приятного, а также отвращение к неприятному, боль и удоволь­ствие, страдание и наслаждение, любые действия, сопряженные с различной формой расчета и показного благочестия, гневливость, неумеренность в чем-либо.

Гуна Раджас вызывает беспокоящее чувство тревоги, порожденное различными формами удовлетво­рения своих страстей и желаний. Вызывает сектантский и фанатичный образ мыслей, высокомерие, жажду славы, эгоистичную любовь, всевозможные страсти, эгоцентризм, болезненную впечатлительность и все виды извращенных чувств и побуждений. Инициирует различные столкновения, обожает телесную красо­ту, царственность, войну и мир, дух состязательности и соревнования в соперничестве, снисходительность, неудовлетворенность, задор, неустойчивость, сила, отвага, мужество, опьянение, ярость, покровительство, предательство, убийства, болтовня и сплетни, связанность, купля- продажа, повелительность, защита, уг­роза, вспыльчивость, заботливость, ужас, накопление, лицемерие, лесть, слава, порицание, услужливость, жажда, государственность, хлопоты, обеты и обуздание, аскезы, реализация всевозможных дел, изучение Писаний, совершение жертв, раздача даров, а также изымание чужой собственности, покаяние, благосло­вение и проклятие, желание того или иного, донос, унижение, воровство, отвращение, настороженность, самоистязание лживость, страстность, веселость, приветливость, привязанность к женщинам, склонность к пляскам и песням, к музыке, а также всякого рода любовь к власти, сексу, богатству. Гуна Раджас преоб­ладает в Касте Кшатриев. К Гуне Раджас относятся такие виды лечения заболеваний как: диетотерапия, лечебные ванны, фитотерапия, масляный массаж, лечебное голодание. К этой Гуне относится очень ост­рая, горячая, пересоленная и слишком сладкая пища, а также различные стимулирующие и тонизирующие напитки (кофе, чай, какао, кока кола, фанта и т.д.). В этой Гуне пребывают: рыба, мясо, все спиртные на­питки. Такая пища стимулирует в человеке неуравновешенность, агрессивность, ненависть, вожделение, вызывая неуравновешенное состояние и перевозбуждение всей нервной системы.

ГУНА ТАМАС : Главной характерной чертой и качеством ее является инерция, которая порождается качеством мате­рии и ее массы. Она порождает все формы сопротивления любому возможному движению энергии, вызы­вая тупость и инерцию, фиксируя любое действие, окутывая его устойчивой непроницаемостью для раз­личных форм движений и побуждений. Благодаря ее силе происходит устойчивый процесс удерживания вместе различных компонентов материи в едином целом. Сама по себе эта Гуна не в состоянии проявлять какую-либо деятельность, поскольку в ней отсутствует какая-либо энергия движения. В случае ее домини­рования, вокруг царит неведение, погружая все во тьму, равнодушие, уныние, апатию и лень.

Гуна Тамас оказывает преобладающее влияние на Земной и Водный аспект тела (Капха Дошу), обес­печивая способность к размышлению, также выдерживанию очень длительных периодов вынашивания и поддержания процесса новой жизни, принося естественное семя различных инстинктов в любые формы жизни, например, позволяет всем растениям переживать холода под снегом, обеспечивая необходимую и вынужденную неподвижность для процесса последующего роста и жизнеспособности. Она также в форме Оджаса обеспечивает способность всех живых существ ко сну, отдыху, а также внутренней стабильности в лоне Земли.

Она является источником неведения и инерции, разрушает и преобразовывает все то, что создают и сохраняют Гуны Раджас и Саттва. Имея природу несознания, выражается посредством несостоятельнос­ти и отсутствия действий. Эта Гуна наиболее сильно выражена в материальной природе и в физическом теле, являясь источником застоя, механической активности и всех видов привычной деятельности. Эта Гуна является виновницей простудных, аллергических и онкологических заболеваний. Приносит с собой слепоту и бессознательность, медлительность, отсутствие какой-либо способности, умственную апатию, сонливость. В результате подобной деятельности осуществляется процесс разрушения различных форм без создания чего-либо нового. Приводит все к неготовности к какому-либо пониманию, стимулированию и установлению контактов. Она затемняет и препятствует Свету Божественного Познания проникать в раз­личные темные уголки нашей природы, делая нас не способными к действию, озирая все силы реагирова­ния на различные Божественные Импульсы, тяготея к непроявленному состоянию. Гуна Тамас уплотняет материю, формируя ее тяжесть и делая ее все более грубой. Благодаря присутствию этой Гуны существуют Пять Стихий (1. Эфир; 2. Воздух; 3. Огонь; 4. Вода; 5. Земля). Гуна Тамас — это, в первую очередь, Материя и Инерция.

В случае преобладания Гуны Тамас, Три Доши (Вата, Питга, Капха) представлены как компоненты Интеллектуальной, Витальной и Психической Жизни, а также способностью и воспринимать окружаю­щий мир посредством органов чувств, причем каждая Доша, будучи парной комбинацией Четырех Стихий, обеспечивает два органа чувств. В аспекте Тамас Гуны, Вата Доша — это химически связанные и растворен­ные в крови и всех других жидкостях физического тела, газообразные вещества (Кислород, Азот, Углекис­лый газ, Гелий, Аргон и другие).

Символически для нее характерен Черный Цвет. Любые действия, совершаемые под качественным импульсом Гуны Тамас, не являются позитивными, а носят негативную окраску, порождая своим влиянием неспособность распознания в себе и в других Всевышнее Начало, а также нежелание познавать окружа­ющий мир, отталкивая и отвергая от себя любое знание, свет и добродетель, олицетворяя собой Авидью (Невежество), которое является основным корнем всех пороков. Ее преобладающее влияние откладывает свой отпечаток на Три Доши, утяжеляя их, усиливая Капха Дошу и ослабляя Пита и Вата Доши, что приво­дит к явному ослаблению жизненной теплоты, усиливая инерцию и оцепенение. Для нее характерны такие качества и проявления как: скупость, жадность, презрение к добру, неведение и заблуждение, отсутствие предприимчивости в той или иной деятельности, сонливость, тяжесть, безволие, неповоротливость, без­рассудность, неумеренность в еде и питье, зависть, уныние, депрессия, слабость, недееспособность, недо­статок веры, бессилие воли, отсутствие инициативы, а также чрезвычайная неприязнь к действиям любого характера. Тамас приносит отсутствие старания, стремления, малодушие, трусость, подлость и косность, недостаточность искренности и вялость всех чувств, тусклое восприятие красоты, горе, незрелость, забыв­чивость, слепота, распутность, недружелюбие, обособленность, злодейство, несдержанность, неповоротли­вость, коварство, постоянное противоречие авторитетам, корысть, бахвальство, незаконность, отсутствие стойкости, безнадежность, а также затемненность сознания. Гуна Тамас превалирует в Касте Шудр. К Гуне Тамас относятся такие формы лечения как: лечебная рвота (Ваманатерапия), лечебные клизмы (Баститерапия), уринотерапия (лечение мочой), кровопускание (Рактамокша), слабительные (Вичерантерапия). В Гуне Тамас расположены все испорченные, загрязненные и несвежие продукты, а так же различные фрукты и овощи, произрастающие на помойках, кладбищах и свалках. В этой Гуне прибывают также рыба, грибы, мясо, чеснок, лук и алкогольные напитки. При употреблении такой пиши в человеке проявляются, разви­ваясь, такие характерные качества: как невежество, глупость, лень, инерция и другие подобные характерис­тики, расположенные в Гуне Тамас

Просмотров: 2151 | Добавил: гурупарампара
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]