Главная » 2011 » Декабрь » 27 » Джива Госвами
08:25
Джива Госвами
...(Неразумные критики Дживы Госвами, ссылаясь на этот случай, пытаются доказать, что он вел себя недостойно. Однако, вайшнавы-чайтанйиты хорошо понимают, что происшедший инцидент был не более, чем игрой. Шри Джива с ее помощью хотел предостеречь других от ловушек, расставленных мирской ученостью. Критики говорят также, что Дживе надлежало быть более смиренным, тогда он не подвергся бы изгнанию, но они упускают из виду тот факт, что, не одержи Шри Джива победу над заносчивым философом, ученье вайшнавов пало бы в глазах людей, продолжавших в этом случае считать, что Рупа и Санатан уступили Рупанарайане.)

В отличие от огромного литературного наследия (Дживой Госвами написано не менее 400.000 санскритских стихов!), об его пребывании во Вриндаване мы знаем очень мало. По свидетельству "Бхакти-ратнакары", приехавший во Вриндаван Джива был встречен другими пятью Госвами, а также Прабодханандой Сарасвати, Кашишваром Пандитом и Кришнадасом Кавираджем с искренней радостью. Рупа и Санатан также были очень счастливы видеть своего прославленного племянника общающимся с преданными Вриндавана.

Вскоре после прибытия на святую землю Кришны, Шри Джива обратился к Санатану, своему старшему дяде, с просьбой об инициации. Однако, скромный Санатан уступил честь инициации Дживы своему младшему брату Рупе. Но Рупа прежде решил испытать Шри Дживу. Он велел ему совершать самое простое служение: готовить необходимую утварь для поклонения Божеству; просить подаяние; заниматься приготовлением пищи; изучать тексты; растирать ему стопы; и приносить пальмовые листья для письма.Наслаждаясь самоотверженностью, с которой Джива Госвами исполнял порученное служение, Шри Рупа формально уже приобщил его к сампрадайе Гаудийа-вайшнавов Господа Чайтанйи.

Спустя несколько месяцев после инициации Дживы, во Вриндаване появился странствующий ученый по имени Рупанарайана Сарасвати. Он слыл одним из самых образованных людей в стране и считался непобедимым в философских диспутах. Он звался дигвиджайи, т.е. "личность, не имеющая себе равных". Его спесь, однако, не уступала учености. Странствуя от селения к селению, он искал оппонентов для дискуссии среди местных философов, а, одержав над ними верх, требовал так называемой джайапатры, т.е. "свидетельства о победе".

Рупа и Санатан в эту пору славились по всей Северной Индии, как величайшие из мудрецов. Рупанарайана, в котором взыграла обычная гордыня, в оскорбительной форме предложил Госвами поспорить с ним. Услышав отказ, он высокомерно заявил: "Вы - заурядные шарлатаны! Будь вы и впрямь такими учеными, как люди болтают про вас, мой вызов был бы принят."

Рупа и Санатан с величайшим смирением ответили Рупанарайане, что слухи об их познаниях сильно преувеличены доброжелателями, хотя на самом деле им никогда не одолеть такую образованную и непобедимую личность, как он. Слова Рупы и Санатана ласкали слух Рупанарайаны. Но он тут же подумал о собственной славе и потребовал джайапатру, дабы похвалиться перед другими победой над Госвами. Не колеблясь ни минуты, смиренные братья написали необходимое свидетельство и вручили его победителю.

Ослепленный тщеславием, Рупанарайана возомнил себя величайшим ученым всех времен и народов, и совершенно упускал из виду тот факт, что его легкая победа над Рупой и Санатаном была только следствием их отказа и смирения. Однако, вскоре до Рупанарайаны донеслись слухи о молодом племяннике Госвами, чей авторитет неуклонно возрастал и не уступал славе Рупы и Санатана. Рупанарайана понимал, что для сохранения репутации непревзойденного мудреца ему необходима также победа над Дживой. Придя к нему, он показал Дживе Госвами документ, свидетельствующий о победе над Рупой и Санатаном. Увидев джайапатру, Джива пришел в ярость. Как могли его учителя, близкие спутники Господа, уступить обычному философу или даже величайшему из мудрецов?

Рупанарайана потребовал, чтобы Джива вступил с ним в полемику, потому что в случае победы, как сказал он Госвами, его слава стала бы беспримерной. Слушая наглое хвастовство Рупанарайаны, Шри Джива был охвачен гневом и решил заставить его замолчать раз и навсегда. Молодость Дживы была ему подмогой. Невзирая на отказ Рупы и Санатана попусту расточать драгоценное время на мирские дискуссии, Джива принял вызов. Семь дней на берегу Йамуны он отстаивал честь дядей. Наконец, состязание в учености завершилось. Победителем оказался Джива. Посрамленный Рупанарайана ушел прочь, чтобы никогда впредь не появляться во Вриндаване.

Дживе не терпелось поделиться радостью победы с Рупой и Санатаном. Но более всего он хотел рассказать о триумфе своему гуру, Рупе Госвами. Однако тот, услышав о случившемся, строго отчитал Дживу: "Ты слишком поспешно принял отреченный порядок жизни, а потому неспособен контролировать гнев и гордость. Всякий, кто радуется унижению других или доказывает собственную значимость, недостоин жить во Вриндаване. Сейчас покинь это святое место."

Поклонившись учителю, Джива беспрекословно подчинился и ушел в соседнюю Матхуру. Слова Рупы Госвами глубоко проникли в его сердце, и Джива принял на себя суровые аскезы, чтобы искупить свою вину. Говорят, что он жил в дупле большого дерева, ел простую пищу (и только раз в день), а также принял на себя обет молчания, по меньшей мере, на год.

Изгнание Дживы могло продолжаться дольше, но милостью Санатана Госвами этот срок был сокращен. Узнав о происшедшем, Санатан поспешил к Рупе и сказал, что тот нарушил одну из самых основных заповедей Шри Чайтанйи. "Какую же?" - удивился Рупа, - Пожалуйста, ответь мне." "Читай вслух наставления нашего Учителя. Когда дойдешь до нужного места, я дам тебе знать."

Внимательно читая наставления Шри Чайтанйи, Рупа, наконец, дошел до слов "Джива Дойа", что значит, "Сострадание ко всем живым существам". Дойа - "сострадание", а "Джива" - "все живущее". Но Джива - это еще и имя Дживы Госвами. Поняв смысл каламбура Санатана, Рупа весело рассмеялся и решил "помиловать" Дживу. Так закончилось его изгнание
Просмотров: 1774 | Добавил: гурупарампара
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]